ОББРЕХАТЬ - обругать.
ОБДОНЬЕ - прибережная полоса земель вдоль Дона.
ОБЛИЧЬЕ - лицо в высоком слоге, как физиономия.
ОБЛЫЙ (некр.) - круглый.
ОБМИШУЛИТЬСЯ - ошибиться, оскандалиться.
ОБРАДА - радость, нечто приносящее радость, отрада.
ОБРАТАТЬ - накинуть на голову коня оброть-недоуздок, приучить дикого коня к привязи.
ОБРОТЬ — недоуздок, род узды без удил с одним поводом при содержании коня на привязи.
ОБТЁРХАННЫЙ - потертый, поношенный.
ОБЫДЕНКИ - в один день, с утра до вечера.
ОБЫКНОСТЬ - привычка, обыкновение, обычай.
ОБЫКНУТЬ - притерпеться, привыкнуть.
ОГАРНОВАТЬ - успешно закончить дело.
ОГЛУМ - болезнь лошади, нарушение нормальных функций мозга; заболевшая лошадь перестает есть, не слушается повода, а безсознательно движется по прямой линии, натыкаясь на заборы и стены, бьется о них головой и грудью. Казаки называют оглумом также человека. поступающего необдуманно, идущего напролом не разбирая пути и средств.
ОГНЕВИЦА - лихорадка, горячка.
ОГРЕБАТЬСЯ - грести одним веслом.
ОДЕЖДА КАЗАЧЬЯ - к нашему времени во многом изменилась по сравнению с национальными фасонами древности, которые почти целиком вышли из употребления. У женщин они уступили место общеевропейским модам, а у мужчин заменились военной формой. У наших женщин эти перемены стали намечаться уже в первой половине прошлого столетия. Придворный врач Д. К. Тарасов посетивший Новочеркасск вместе с императором Александром Первым, записал в своих воспоминаниях: «Его величество, заметив, что много донских дам были не в национальном донском наряде, а в платьях и костюмах немецких и французских, приказал барону Дибичу купить дорогих шелковых и парчовых материй для подарка донским дамам, с тем, чтобы они непременно носили свое национальное платье, т. е. кобелеки и казацкие головные уборы» (Русская Старина 1872 г., т. 6, стр. 106).
О том же пишет другой русский сановник этого же времени генерал Михайловский-Данилевский: «Женщины пожилые почти все были одеты в национальном платье, состоящем из капота с длинными рукавами, который застегивают у самого подбородка», «Напротив того молодые перестали носить национальное платье» (Русская Старина 1877 г., т. 7-9).
Так, в некоторых случаях, воля государей, действительно, реставрировала казачью старину, но в отношения к Казакам-воинам ее роль оказалась иной: в результате правительственных постановлений наш мужской национальный костюм был вытеснен из жизни военной формой, придуманной в министерстве. Казаков сделали «картузниками», заставив сменить привычные папахи на фуражки общеармейского фасона, вместо бешметов введены русские рубахи-гимнастерки, а чекмени заменены серыми шинелями. На шароварах появились лампасы, украшение не характерное для казачьей национальной одежды.
Таким образом, к нашему времени мужская О. К. слагалась из остатков национальных фасонов и военной формы, которую Казаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома и которая не может считаться одеждой национальной (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ).
ОДНОСУМ - однолеток и сослуживец по полку; понятие О. сохраняется с того времени, когда каждый десяток в казачьей служилой сотне вел свое отдельное хозяйство и возил провиант на вьючной лошади в сумах.
ОЖЕРЁЛОК - воротник рубахи.
ОЗЕМЕЙНЫЕ - особое правовое состояние Казаков неспособных к военной службе, на Дону в XVIII в.; к О. причислялись и те «новопришлые» Казаки, которые не подлежали обратной высылке в Россию. Оставаясь на Дону легально, О. составляли в казачьих городках особую группу землевладельцев. Они не зачислялись в казачьи службы и не могли участвовать в дележе царского жалованья, но зато получали право пользования станичной юртовой землей, были производителями продуктов питания. Однако, для экстренных случаев, когда всем надо было выступать для обороны от нападения, О. тоже должны были обладать исправным оружием. В обычное же время, вместо военной службы, они выполняли станичную и общевойсковую, натурально-трудовую повинность. Кроме того, от 1765 г. О- выплачивали в казну Войска подушную подать. Иногда среди них попадались и неказаки: так по актам Ростовского архива, в 1767 г. вольный человек Борис Егоров просил Войсковое правление, чтобы ему позволили «с протчими иностранцами приписатца в Среднюю станицу в оземейные».
Станичное общество разрешало О-ным пользоваться трудом приписных к станице крестьян и жениться на казачьих вдовах и девушках, даже в тех случаях, если они не были природными Казаками. Таким смешанным семьям всегда отдавалось предпочтение перед другими иногородними и молодежь, родившаяся и выросшая в них легко приобретала все казачьи права. С другой стороны, казачьи дети с физическими недостатками или по другой причине неспособные к строю, перечислялись в О.
На Дону число О-ных постоянно увеличивалось за счет пришлых Днепровских Казаков. По приказу Военной Коллегии в конце XVIII века, ими иногда пополнялись донские полки и тогда они автоматически приобретали на Дону все гражданские права на казачьем положении. Не попавшие в эти наборы, расселились по слободам и составили часть коренных иногородних. (По данным кн. А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке).
ОКАВАЛОК - кусок, ломоть.
ОКАТ (некр.) - склон, косогор.
ОКРАЙНИЦА - полоса открытой воды вдоль берега замерзшей река.
ОМАХОМ - с размаху.
ОРЖАНЕД - поле после ржи.
ОРЦА ДЕРЖАТЬ - вести судно по углубленному фарватеру.
ОСЕЛЕДЕЦ - в основном значении, сельдь, селедка, но у Казаков это слово обратилось в полунасмешливое название длинной пряди волос на макушке бритой головы у запорожских «войсковых товарищей». Этот знак принадлежности к социальным верхам казачьего общества основан на обычае издавна принятом у Черкасов на Кавказе. Итальянец Георгий Интериано, живший в Черкасии ок. средины XV ст., записал о местных жителях: «Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке Длинный пучок волос в виде косички».
ОСЕНЬЁЙ (дон.) - осенью.
ОСКАЛЯТЬСЯ (дон.) - смеяться, широко улыбаться.
ОСОБЫЕ СОТНИ - сформированы во время Первой Мировой войны из Казаков старших возрастов для обслуживания армейских штабов, летучей почты, конвоев и т. д. Общим числом Казаки их выставили не меньше ста.
ОСТОРОНЬ - в стороне; «в борьбе за родную землю мы не можем оставаться осторонь».
ОТАРА - стадо овец; тоже — атара,
ОТВОД ТАБУННЫЙ - часть станичного земельного юрта, выделенная под выпас конских табунов.
ОТКИДНОЕ МОЛОКО - прототип сушеных молочных продуктов. Заквашенное молоко сливают в бочонок и позволяют ему там бродить, отливая выделяющуюся сыворотку. Когда осадок загустеет, его «откидывают» в холщовой клин — «порту» и кладут под пресс. Твердое О. м. легко распускается в воде, образуя освежающий напиток ирьян или айран.
ОТНОЖИНА - горный отрог; также лощина, отходящая от речной поймы.
ОТПАДЧИК - ренегат, изменник своему народу.
ОТЧИНЯТЬ - отворять.
ОХЛОНИТЬСЯ - успокоиться, остыть, придти в себя.
ОХЛОПЬЮ - верхом на коне без седла.
ОЧУНЕТЬ — очнуться, выздороветь.
ОШКАМЕЛОК - огрызок, обрубок, кончик.
ОШУЙНО (некр.) - налево.